Шведская кухня[править | править код]
Шведская кухня, как и вся скандинавская кухня, отличается простотой. Она вобрала в себя традиции крестьянской еды (сыр, хлеб, колбасу), богата блюдами из рыбы, мясного фарша, дичи и известна своими десертами и выпечкой. Шведы высоко ценят дары местной природы: ягоды, грибы, специи, а также продукты питания местного производства (молоко, сыр, колбаса).
Типичные блюда шведской кухни:
Ни один праздничный стол в Швеции не обходится без маринованной сельди (sill). Традиция мариновать водящуюся в изобилии в Северном и Балтийском морях морях сельдь существует ещё со времен Средневековья. Маринады для сельди разнообразные: с горчицей, луком, чесноком, укропом, свёклой, карри. Сельдь чаще всего едят с отварным картофелем, сметаной, мелко нарезанным зелёным луком, с выдержанным твердым сыром, иногда с варёными яйцами, и, конечно, с хрустящими хлебцами[89][90].
Хрустящие хлебцы
Неизменным ингредиентом любого обеда или ужина являются хлебцы (knäckebröd). Печь их в Швеции начали более 500 лет назад, и изначально хлебцы считались едой бедняков. При правильном хранении хрустящие хлебцы сохраняют свои вкусовые качества не менее года. Они бывают разные по форме, толщине, составу, консистенции и вкусу[89].
Бутерброд с креветками
Шведская традиция бутербродов зародилась в XV веке, когда толстые ломти хлеба использовались в качестве тарелок. Один из самых популярных — сэндвич с креветками (räksmörgås). Состоящая из смеси мелко рубленых варёных яиц, салата, помидоров и огурцов, эта закуска из морепродуктов часто увенчана икорным соусом (romsås) — сметаной, перемешанной с веточками укропа и икрой[89][91].
Вариация — бутербродный торт[92].
Гравлакс
Гравлакс (gravlax) — это усеченное gravad lax («закопанный лосось»): так называется старинный шведский метод консервирования рыбы в земле. Подают гравлакс с горчичным соусом и обычно с картофельным салатом, который отлично подходит к солено-сладкой красной рыбе[93].
Гороховый суп и блинчики
В Швеции гороховый суп и блинчики (ärtsoppa och pannkakor) традиционно едят по четвергам. Существуют расхожие мнения об истоках гастрономического ритуала: по одной версии, католики (а до 16 века Швеция была католической страной) не едят мясо по пятницам, и поэтому наедались сытным гороховым супом по четвергам, по другой — гороховый суп был простым в приготовлении блюдом для прислуги, работавшей по полдня по четвергам[89].
Картофельная запеканка с маринованными анчоусами и сливками — важная составляющая шведских застолий. Есть версия, что это блюдо названо в честь Пелле Янсона, шведского оперного певца и большого гурмана, жившего во второй половине девятнадцатого века. С другой стороны, мало кто слышал об этом рецепте до 1940-х, когда он впервые был опубликован. Другая версия связана с одноименным фильмом 1928 года, который так понравился некой богатой жительнице Стокгольма, что она назвала в честь него свое блюдо для новогодней вечеринки. С той самой вечеринки рецепт запеканки разошелся среди шведских домохозяек[94].
Тефтели с брусничным соусом
Эти тефтели с классическим аккомпанементом из картофельного пюре и брусничного и коричневого соусов стали одним из самых известных шведских блюд во всем мире благодаря IKEA. Замоченные в молоке сухари или хлебные крошки — чрезвычайно важный компонент: они придают тефтелям особую нежную консистенцию[95].
Торт «Принцесса»
Торт «Принцесса» (prinsesstårta) состоит из нескольких слоев бисквита, промазанных вареньем и ванильным кремом, покрытых взбитыми сливками, а сверху — тонким слоем сладкого зелёного марципана. Украшают торт алой сахарной розой. Дессерт дебютировал в 1920 году с лёгкой руки Йенни Окерстрём. Она была учительницей дочерей принца Карла Бернадотта, брата короля Густава V, — принцесс Маргареты, Марты и Астрид, которые так любили этот торт, что со временем он стал называться в их честь. Несмотря на то, что официальная неделя торта принцесс — третья неделя сентября, это популярное угощение широко используется для празднования особых событий. Сегодня его готовят в разных цветах — от классического зелёного до жёлтого на Пасху, красного — на Рождество, оранжевого — на Хэллоуин и белого — на свадьбу[89][96].
Булочки по календарю
Шведским сладостям отведены особые дни в календаре. День булочки с корицей (Kanelbullens dag) отмечается 4 октября. Каждый год только в этот день продается 7 000 000 булочек (население Швеции 10 млн человек)[97]. Булочки с шафраном — люссекатты — в день святой Люсии 13 декабря. Булочки семла, наполненные кремом и миндальной пастой (semlor) по традиции едят в «жирный вторник» (fettisdagen) — за день до начала Великого поста. Свежеиспечёные вафли (våfflor) едят 25 марта, а сливочный бисквит, украшенный шоколадным или марципановым силуэтом короля Густава Адольфа (Gustav Adolfs-bakelse), принято есть 6 ноября в память о шведском монархе, который был убит в этот день в 1632 году в сражении при Лютцене[89].
Сладости по субботам
Среднестатистическая шведская семья, состоящая из двух взрослых и двух детей, съедает 1,2 кг конфет в неделю — большинство из них в субботу, официальный день сладостей. Традиция эта связана с давним медицинским экспериментом. В 1940-1950-х годах в психиатрической больнице города Лунда пациентов в рамках исследования кормили большим количеством конфет, чтобы намеренно вызвать кариес. Основываясь на результатах эксперимента, установившего прямую связь между поеданием сладкого и кариесом, национальный Медицинский совет рекомендовал шведам ограничить поедание конфет до одного раза в неделю. Этого неписанного правила многие семьи придерживаются и по сей день[89].
Лагом — шведская жизненная философия[править | править код]
Лагом — шведская этика умеренности, проповедующая разумное отношение к жизни: когда всего не много и не мало, а ровно в самый раз. Рождение традиции лагома обычно относят к временам викингов: передавая по кругу чашу с напитком, нужно было глотнуть ровно столько, чтобы не обидеть других и чтобы самому насытиться и насладиться. Таким образом, из повседневной практики возникало определённое отношение к жизни и миру, позволявшее избегать чрезмерностей и распространившееся на все практические сферы деятельности. В каком-то смысле это нормативная установка, благодаря которой создается хрупкий баланс между индивидуализмом и коллективизмом.
Лагом стал модным мировым трендом в 2017 году, после статьи в журнале Vogue. В ней лагом подавался как практическая жизненная философия — эко-френдли аристотелевская золотая середина для сознательных горожан XXI века, подразумевающая умеренность в потреблении, а также в дизайне[98].
Однако для шведов лагом — это не только индивидуальный выбор образа жизни, сколько своего рода способ балансировать между индивидуальным и коллективным. В сфере политики такой подход позволил создать то, что часто называют «капитализмом с человеческим лицом»: то есть с бесплатными и доступными социальными услугами и достаточно низким уровнем социального неравенства[99].
Кинематограф[править | править код]
Шведская публика впервые познакомилась с кинематографом 28 июня 1896 года на промышленной выставке в Мальмё, где демонстрировались первые киносъёмки. Уже в 1897 году на выставке в Стокгольме показывали первые короткометражные съёмки шведского производства. В последующие годы благодаря разъездным показам кинокартин интерес в Швеции к кино вырос, и в начале XX века постепенно здесь начинают возникать постоянные кинотеатры. В 1907 году в Кристианстаде основан Svenska Biografteatern[sv] (Svenska Bio).
В эти годы активно работали режиссёры Виктор Шёстрём и Мауриц Стиллер, которым удалось добиться международного признания. Снимая преимущественно по мотивам шведской классической литературы, они раскрывали темы человека и природы, устоев шведского общества. Так, после известного фильма Шёстрёма «Ингеборг Хольм» (Ingeborg Holm, 1913), критикующего шведские законы о бедноте, последовала адаптация эпической поэмы Генрика Ибсена «Терье Виген» (Terje Vigen, 1917), а также романа Сельмы Лагерлёф «Возница» (Körkarlen, 1921). В это время Стиллер снимает «Деньги господина Арне» (Herr Arnes pengar, 1918), «Эротикон» (Erotikon, 1920), а также «Сагу о Йёсте Берлинге» (Gösta Berling’s Saga, 1924) — фильм, открывший зрителям Грету Гарбо. Позже Стиллер и Гарбо принимают приглашение Луиса Барта Майера поработать в Голливуде, учредив, таким образом, тренд, когда шведские режиссёры и актёры, как, например, Ингрид Бергман, Ингмар Бергман, Макс фон Сюдов, Бу Видерберг и актёрская династия Скарсгардов активно снимали и снимались в США.
В 1919 году все крупные кинокомпании Швеции слились в Svensk Filmindustri[sv] (SF), во главе которой встал Чарльз Фредрик Магнуссон.
Характерно, что развитию шведского кинематографа не препятствовали тяготы Первой мировой войны, так как Швеция сохраняла в войне нейтралитет. Таким образом золотой век шведского немого кино продолжался до 1920-х годов, когда приход звукового кинематографа кардинально изменил обстоятельства.
Спад международного спроса на фильмы, понятные лишь нескольким миллионам человек, эмиграция таких звёзд как Гарбо и Стиллер, появление на шведских экранах голливудских кинолент, послужили причиной кризиса развития высокохудожественного кино в 1930-х. Те немногие яркие фильмы, снятые в тот период, как, например, «Интермеццо» (Intermezzo, 1936) Густава Муландера, где сыграли Ингрид Бергман и Йёста Экман, не спасали ситуации. Доходило до того, что работники киноиндустрии устраивали протесты, чтобы привлечь внимание к проблеме низких стандартов в шведском кино.
Ситуация выровнялась в годы Второй мировой войны, в которой Швеция также выступила нейтральной стороной. Жажда перемен в киносреде и проблемы с поставками импортных фильмов вдохнули в шведский кинематограф новую жизнь. А этот период появляются фильмы «Божественная игра» (Himlaspelet, 1942) и «Травля» (1944) Альфа Шёберга, «Преступление» (Ett brott, 1940) Андерса Хенриксона, «Деньги» (Pengar — en tragikomisk saga, 1946) Нильса Поппе и «Ночь в порту» (Natt i hamn, 1943) Хампе Фаустмана.
Среди других причин можно назвать литературное движение писателей 1940-х, отказавшихся от идеализированного изображения шведского общества и пасторальных ландшафтов — на фоне разочарования поствоенной ядерной эпохой их больше интересовали внутренние переживания человека, чем отстранённое наблюдение за социальными процессами. Также свою роль сыграло новое руководство SvenskFilmindustri. Возглавил структуру Карл Андерс Дюмлинг (Carl Anders Dymling), художественным директором стал Виктор Шёстрём (Victor Sjöström). Дюмлинг полагал, что к деятелям искусства нужно относиться с терпением, позволять им совершать ошибки и учиться на них[100].
В таких условиях Ханс Экман создал свои лучшие фильмы, в том числе «Девушку и гиацинты» (Flicka och hyacinter; 1950), а Альф Шёберг картиной «Фрёкен Юлия» (1951) вновь принёс всемирную славу шведскому кино. Одновременно быстро шла вверх кинокарьера Ингмара Бергмана, комедия которого «Улыбки летней ночи» получила приз и всеобщее внимание на Каннском фестивале 1956 года. Впоследствии Бергман стал признанным классиком мирового кинематографа, а его фильмы «Седьмая печать», «Земляничная поляна» (1957), «Молчание» (1963), «Персона» (1966), «Шёпоты и крики» (1973), «Фанни и Александр» (1982) оказали значительное влияние на многих режиссёров[101]. За свою долгую кинокарьеру Бергман 12 раз номинировался на кинопремию «Оскар» и трижды становился её лауреатом[102].
В конце 1950-х годов в шведском кино наступил кризис, что во многом было связано с появлением телевидения. Одновременно со снижением количества зрителей и закрытием кинотеатров у кинокомпаний возникло нежелание идти на художественные риски. Настало время раскрепощённых в сексуальном плане картин. Шведская обнажённая натура оказалась неплохо продаваемой, и в течение 1960-х годов шведский кинематограф был известен за границей прежде всего по таким фильмам, как «Ангелы… а они существуют?» (Änglar, finns dom?, 1961), «Дорогой Йон» (Käre John, 1964), «Я любопытна — жёлтый» (Jag är nyfiken — gul_ 1967) и «Язык любви» (Kärlekens språk, 1969). В это же время у публики пользовались спросом экранизации детских произведений Астрид Линдгрен, осуществлённые Улле Хельбумом.
Художественную составляющую шведского кино спасла кинореформа 1963 года, сутью которой являлась финансовая поддержка государством производства высокохудожественных фильмов. Значительная роль в этом процессе отводилась новосозданному Шведскому киноинституту. Подобный подход вскоре принёс свои результаты и позволил дебютировать в кино таким молодым режиссёрам, как Вильгот Шёман, Бу Видерберг, Май Сеттерлинг, Ян Труэлль, Чель Греде и Рой Андерссон.
Для 1970—1980-х годов характерна растущая экономическая и художественная нестабильность. С появлением кабельного и спутникового телевидения продолжается спад посещаемости кинотеатров. В это время выходят такие комедийные картины, как «Приключения Пикассо» (Picassos äventyr; 1978), «Лейф» (Leif; 1987), «Чартерный рейс» (Sällskapsresan, 1980) и «Моя собачья жизнь» (Mitt liv som hund, 1985). В Швеции появляются несколько женщин-режиссёров: Марианна Арне, Мари-Луиза Экман и Сюзанна Остен. В 1990-е годы создал себе имя Рикард Хуберт, снявший серию фильмов о семи смертных грехах («Glädjekällan», «Höst i paradiset», «Spring för livet» и др.). Тогда же начал свою кинокарьеру и Лукас Мудиссон, славу которому принесла лента «Покажи мне любовь» (Fucking Åmål, 1998).
Развитие кино в XXI веке тесно связано с именами Роя Андерссона («Песни со второго этажа», (Sånger från andra våningen, 2000), «Ты, живущий» (Du levande, 2007), «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» (En duva satt på en gren och funderade på tillvaron, 2014), Лизы Олин («Симон и дубы» (Simon och ekarna, 2011), Лизы Лангсет («К чему-то прекрасному» (Till det som är vackert, 2009); Ханнеса Хольма («Вторая жизнь Уве» (En man som heter Uve, 2015); Хелены Бергстрём «Счастливого чёртова рождества» (En underbar jävla jul, 2015) и др.[103] А Рубен Эстлунд — режиссёр фильмов «Добровольно-принудительно» (De ofrivilliga, 2008) и «Форс-мажор» (Tourist, 2014) — в 2017 год
Шведская кухня[править | править код]
Шведская кухня, как и вся скандинавская кухня, отличается простотой. Она вобрала в себя традиции крестьянской еды (сыр, хлеб, колбасу), богата блюдами из рыбы, мясного фарша, дичи и известна своими десертами и выпечкой. Шведы высоко ценят дары местной природы: ягоды, грибы, специи, а также продукты питания местного производства (молоко, сыр, колбаса).
Типичные блюда шведской кухни:
Ни один праздничный стол в Швеции не обходится без маринованной сельди (sill). Традиция мариновать водящуюся в изобилии в Северном и Балтийском морях морях сельдь существует ещё со времен Средневековья. Маринады для сельди разнообразные: с горчицей, луком, чесноком, укропом, свёклой, карри. Сельдь чаще всего едят с отварным картофелем, сметаной, мелко нарезанным зелёным луком, с выдержанным твердым сыром, иногда с варёными яйцами, и, конечно, с хрустящими хлебцами[89][90].
Хрустящие хлебцы
Неизменным ингредиентом любого обеда или ужина являются хлебцы (knäckebröd). Печь их в Швеции начали более 500 лет назад, и изначально хлебцы считались едой бедняков. При правильном хранении хрустящие хлебцы сохраняют свои вкусовые качества не менее года. Они бывают разные по форме, толщине, составу, консистенции и вкусу[89].
Бутерброд с креветками
Шведская традиция бутербродов зародилась в XV веке, когда толстые ломти хлеба использовались в качестве тарелок. Один из самых популярных — сэндвич с креветками (räksmörgås). Состоящая из смеси мелко рубленых варёных яиц, салата, помидоров и огурцов, эта закуска из морепродуктов часто увенчана икорным соусом (romsås) — сметаной, перемешанной с веточками укропа и икрой[89][91].
Вариация — бутербродный торт[92].
Гравлакс
Гравлакс (gravlax) — это усеченное gravad lax («закопанный лосось»): так называется старинный шведский метод консервирования рыбы в земле. Подают гравлакс с горчичным соусом и обычно с картофельным салатом, который отлично подходит к солено-сладкой красной рыбе[93].
Гороховый суп и блинчики
В Швеции гороховый суп и блинчики (ärtsoppa och pannkakor) традиционно едят по четвергам. Существуют расхожие мнения об истоках гастрономического ритуала: по одной версии, католики (а до 16 века Швеция была католической страной) не едят мясо по пятницам, и поэтому наедались сытным гороховым супом по четвергам, по другой — гороховый суп был простым в приготовлении блюдом для прислуги, работавшей по полдня по четвергам[89].
Картофельная запеканка с маринованными анчоусами и сливками — важная составляющая шведских застолий. Есть версия, что это блюдо названо в честь Пелле Янсона, шведского оперного певца и большого гурмана, жившего во второй половине девятнадцатого века. С другой стороны, мало кто слышал об этом рецепте до 1940-х, когда он впервые был опубликован. Другая версия связана с одноименным фильмом 1928 года, который так понравился некой богатой жительнице Стокгольма, что она назвала в честь него свое блюдо для новогодней вечеринки. С той самой вечеринки рецепт запеканки разошелся среди шведских домохозяек[94].
Тефтели с брусничным соусом
Эти тефтели с классическим аккомпанементом из картофельного пюре и брусничного и коричневого соусов стали одним из самых известных шведских блюд во всем мире благодаря IKEA. Замоченные в молоке сухари или хлебные крошки — чрезвычайно важный компонент: они придают тефтелям особую нежную консистенцию[95].
Торт «Принцесса»
Торт «Принцесса» (prinsesstårta) состоит из нескольких слоев бисквита, промазанных вареньем и ванильным кремом, покрытых взбитыми сливками, а сверху — тонким слоем сладкого зелёного марципана. Украшают торт алой сахарной розой. Дессерт дебютировал в 1920 году с лёгкой руки Йенни Окерстрём. Она была учительницей дочерей принца Карла Бернадотта, брата короля Густава V, — принцесс Маргареты, Марты и Астрид, которые так любили этот торт, что со временем он стал называться в их честь. Несмотря на то, что официальная неделя торта принцесс — третья неделя сентября, это популярное угощение широко используется для празднования особых событий. Сегодня его готовят в разных цветах — от классического зелёного до жёлтого на Пасху, красного — на Рождество, оранжевого — на Хэллоуин и белого — на свадьбу[89][96].
Булочки по календарю
Шведским сладостям отведены особые дни в календаре. День булочки с корицей (Kanelbullens dag) отмечается 4 октября. Каждый год только в этот день продается 7 000 000 булочек (население Швеции 10 млн человек)[97]. Булочки с шафраном — люссекатты — в день святой Люсии 13 декабря. Булочки семла, наполненные кремом и миндальной пастой (semlor) по традиции едят в «жирный вторник» (fettisdagen) — за день до начала Великого поста. Свежеиспечёные вафли (våfflor) едят 25 марта, а сливочный бисквит, украшенный шоколадным или марципановым силуэтом короля Густава Адольфа (Gustav Adolfs-bakelse), принято есть 6 ноября в память о шведском монархе, который был убит в этот день в 1632 году в сражении при Лютцене[89].
Сладости по субботам
Среднестатистическая шведская семья, состоящая из двух взрослых и двух детей, съедает 1,2 кг конфет в неделю — большинство из них в субботу, официальный день сладостей. Традиция эта связана с давним медицинским экспериментом. В 1940-1950-х годах в психиатрической больнице города Лунда пациентов в рамках исследования кормили большим количеством конфет, чтобы намеренно вызвать кариес. Основываясь на результатах эксперимента, установившего прямую связь между поеданием сладкого и кариесом, национальный Медицинский совет рекомендовал шведам ограничить поедание конфет до одного раза в неделю. Этого неписанного правила многие семьи придерживаются и по сей день[89].
Лагом — шведская жизненная философия[править | править код]
Лагом — шведская этика умеренности, проповедующая разумное отношение к жизни: когда всего не много и не мало, а ровно в самый раз. Рождение традиции лагома обычно относят к временам викингов: передавая по кругу чашу с напитком, нужно было глотнуть ровно столько, чтобы не обидеть других и чтобы самому насытиться и насладиться. Таким образом, из повседневной практики возникало определённое отношение к жизни и миру, позволявшее избегать чрезмерностей и распространившееся на все практические сферы деятельности. В каком-то смысле это нормативная установка, благодаря которой создается хрупкий баланс между индивидуализмом и коллективизмом.
Лагом стал модным мировым трендом в 2017 году, после статьи в журнале Vogue. В ней лагом подавался как практическая жизненная философия — эко-френдли аристотелевская золотая середина для сознательных горожан XXI века, подразумевающая умеренность в потреблении, а также в дизайне[98].
Однако для шведов лагом — это не только индивидуальный выбор образа жизни, сколько своего рода способ балансировать между индивидуальным и коллективным. В сфере политики такой подход позволил создать то, что часто называют «капитализмом с человеческим лицом»: то есть с бесплатными и доступными социальными услугами и достаточно низким уровнем социального неравенства[99].
Кинематограф[править | править код]
Шведская публика впервые познакомилась с кинематографом 28 июня 1896 года на промышленной выставке в Мальмё, где демонстрировались первые киносъёмки. Уже в 1897 году на выставке в Стокгольме показывали первые короткометражные съёмки шведского производства. В последующие годы благодаря разъездным показам кинокартин интерес в Швеции к кино вырос, и в начале XX века постепенно здесь начинают возникать постоянные кинотеатры. В 1907 году в Кристианстаде основан Svenska Biografteatern[sv] (Svenska Bio).
В эти годы активно работали режиссёры Виктор Шёстрём и Мауриц Стиллер, которым удалось добиться международного признания. Снимая преимущественно по мотивам шведской классической литературы, они раскрывали темы человека и природы, устоев шведского общества. Так, после известного фильма Шёстрёма «Ингеборг Хольм» (Ingeborg Holm, 1913), критикующего шведские законы о бедноте, последовала адаптация эпической поэмы Генрика Ибсена «Терье Виген» (Terje Vigen, 1917), а также романа Сельмы Лагерлёф «Возница» (Körkarlen, 1921). В это время Стиллер снимает «Деньги господина Арне» (Herr Arnes pengar, 1918), «Эротикон» (Erotikon, 1920), а также «Сагу о Йёсте Берлинге» (Gösta Berling’s Saga, 1924) — фильм, открывший зрителям Грету Гарбо. Позже Стиллер и Гарбо принимают приглашение Луиса Барта Майера поработать в Голливуде, учредив, таким образом, тренд, когда шведские режиссёры и актёры, как, например, Ингрид Бергман, Ингмар Бергман, Макс фон Сюдов, Бу Видерберг и актёрская династия Скарсгардов активно снимали и снимались в США.
В 1919 году все крупные кинокомпании Швеции слились в Svensk Filmindustri[sv] (SF), во главе которой встал Чарльз Фредрик Магнуссон.
Характерно, что развитию шведского кинематографа не препятствовали тяготы Первой мировой войны, так как Швеция сохраняла в войне нейтралитет. Таким образом золотой век шведского немого кино продолжался до 1920-х годов, когда приход звукового кинематографа кардинально изменил обстоятельства.
Спад международного спроса на фильмы, понятные лишь нескольким миллионам человек, эмиграция таких звёзд как Гарбо и Стиллер, появление на шведских экранах голливудских кинолент, послужили причиной кризиса развития высокохудожественного кино в 1930-х. Те немногие яркие фильмы, снятые в тот период, как, например, «Интермеццо» (Intermezzo, 1936) Густава Муландера, где сыграли Ингрид Бергман и Йёста Экман, не спасали ситуации. Доходило до того, что работники киноиндустрии устраивали протесты, чтобы привлечь внимание к проблеме низких стандартов в шведском кино.
Ситуация выровнялась в годы Второй мировой войны, в которой Швеция также выступила нейтральной стороной. Жажда перемен в киносреде и проблемы с поставками импортных фильмов вдохнули в шведский кинематограф новую жизнь. А этот период появляются фильмы «Божественная игра» (Himlaspelet, 1942) и «Травля» (1944) Альфа Шёберга, «Преступление» (Ett brott, 1940) Андерса Хенриксона, «Деньги» (Pengar — en tragikomisk saga, 1946) Нильса Поппе и «Ночь в порту» (Natt i hamn, 1943) Хампе Фаустмана.
Среди других причин можно назвать литературное движение писателей 1940-х, отказавшихся от идеализированного изображения шведского общества и пасторальных ландшафтов — на фоне разочарования поствоенной ядерной эпохой их больше интересовали внутренние переживания человека, чем отстранённое наблюдение за социальными процессами. Также свою роль сыграло новое руководство SvenskFilmindustri. Возглавил структуру Карл Андерс Дюмлинг (Carl Anders Dymling), художественным директором стал Виктор Шёстрём (Victor Sjöström). Дюмлинг полагал, что к деятелям искусства нужно относиться с терпением, позволять им совершать ошибки и учиться на них[100].
В таких условиях Ханс Экман создал свои лучшие фильмы, в том числе «Девушку и гиацинты» (Flicka och hyacinter; 1950), а Альф Шёберг картиной «Фрёкен Юлия» (1951) вновь принёс всемирную славу шведскому кино. Одновременно быстро шла вверх кинокарьера Ингмара Бергмана, комедия которого «Улыбки летней ночи» получила приз и всеобщее внимание на Каннском фестивале 1956 года. Впоследствии Бергман стал признанным классиком мирового кинематографа, а его фильмы «Седьмая печать», «Земляничная поляна» (1957), «Молчание» (1963), «Персона» (1966), «Шёпоты и крики» (1973), «Фанни и Александр» (1982) оказали значительное влияние на многих режиссёров[101]. За свою долгую кинокарьеру Бергман 12 раз номинировался на кинопремию «Оскар» и трижды становился её лауреатом[102].
В конце 1950-х годов в шведском кино наступил кризис, что во многом было связано с появлением телевидения. Одновременно со снижением количества зрителей и закрытием кинотеатров у кинокомпаний возникло нежелание идти на художественные риски. Настало время раскрепощённых в сексуальном плане картин. Шведская обнажённая натура оказалась неплохо продаваемой, и в течение 1960-х годов шведский кинематограф был известен за границей прежде всего по таким фильмам, как «Ангелы… а они существуют?» (Änglar, finns dom?, 1961), «Дорогой Йон» (Käre John, 1964), «Я любопытна — жёлтый» (Jag är nyfiken — gul_ 1967) и «Язык любви» (Kärlekens språk, 1969). В это же время у публики пользовались спросом экранизации детских произведений Астрид Линдгрен, осуществлённые Улле Хельбумом.
Художественную составляющую шведского кино спасла кинореформа 1963 года, сутью которой являлась финансовая поддержка государством производства высокохудожественных фильмов. Значительная роль в этом процессе отводилась новосозданному Шведскому киноинституту. Подобный подход вскоре принёс свои результаты и позволил дебютировать в кино таким молодым режиссёрам, как Вильгот Шёман, Бу Видерберг, Май Сеттерлинг, Ян Труэлль, Чель Греде и Рой Андерссон.
Для 1970—1980-х годов характерна растущая экономическая и художественная нестабильность. С появлением кабельного и спутникового телевидения продолжается спад посещаемости кинотеатров. В это время выходят такие комедийные картины, как «Приключения Пикассо» (Picassos äventyr; 1978), «Лейф» (Leif; 1987), «Чартерный рейс» (Sällskapsresan, 1980) и «Моя собачья жизнь» (Mitt liv som hund, 1985). В Швеции появляются несколько женщин-режиссёров: Марианна Арне, Мари-Луиза Экман и Сюзанна Остен. В 1990-е годы создал себе имя Рикард Хуберт, снявший серию фильмов о семи смертных грехах («Glädjekällan», «Höst i paradiset», «Spring för livet» и др.). Тогда же начал свою кинокарьеру и Лукас Мудиссон, славу которому принесла лента «Покажи мне любовь» (Fucking Åmål, 1998).
Развитие кино в XXI веке тесно связано с именами Роя Андерссона («Песни со второго этажа», (Sånger från andra våningen, 2000), «Ты, живущий» (Du levande, 2007), «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» (En duva satt på en gren och funderade på tillvaron, 2014), Лизы Олин («Симон и дубы» (Simon och ekarna, 2011), Лизы Лангсет («К чему-то прекрасному» (Till det som är vackert, 2009); Ханнеса Хольма («Вторая жизнь Уве» (En man som heter Uve, 2015); Хелены Бергстрём «Счастливого чёртова рождества» (En underbar jävla jul, 2015) и др.[103] А Рубен Эстлунд — режиссёр фильмов «Добровольно-принудительно» (De ofrivilliga, 2008) и «Форс-мажор» (Tourist, 2014) — в 2017 году получил Золотую пальмовую ветвь за сатирическую драму «Квадрат» (The Square, 2017)[104].
Изобразительное искусство[править | править код]
Как и в других скандинавских странах, до середины XIX века изобразительное искусство Швеции сильно отставало от центральной Европы. В Швеции прошла творческая деятельность немецкого художника Альбертуса Пиктора. Его наиболее известная работа — фреска «Смерть, играющая в шахматы» (швед. Döden spelar schack) в церкви Тёбю (швед. Täby kyrka), выполненная на неканонический сюжет.
С середины XIX века развивается шведская живопись, а к началу XX века она достигает расцвета. Наиболее узнаваемым шведским художником и иллюстратором является Карл Ларсон, выработавший неповторимый стиль. Импрессионизм представлен живописью Андерса Цорна, знаменитого своими изображениями обнажённой натуры, Бруно Лильефорса и пейзажами принца Евгения. Очень хорошо развит символизм, наиболее ярким представителем которого был Эуген Янсон, в начале своей творческой деятельности писавший характерные рассветные и закатные пейзажи в синих тонах. Ивар Аросениус изображал полутёмные интерьеры с человеческими фигурами. Одним из представителей шведского экспрессионизма был Альбин Амелин. В середине 1920-х годов под влиянием творчества К. С. Малевича и В. В. Кандинского появились первые работы шведского абстракционизма (В. Эггелинг, О. Г. Карлсунд, Й.Адриан-Нильсон). О шведском сюрреализме можно говорить, начиная с выступления, т. н. Хальмстадской группы во главе с Эриком Ольсоном.у получил Золотую пальмовую ветвь за сатирическую драму «Квадрат» (The Square, 2017)[104].
Комментариев нет:
Отправить комментарий